Гимнастика для нижней челюсти

Миогимнастика в ортодонтии: как достичь нужного результата?

Гимнастика для нижней челюсти

2281

Не всегда ортодонтическое лечение предусматривает использование специальных аппаратов. В некоторых ситуациях бывает достаточно применить миогимнастику.

Данный вариант является эффективным средством при исправлении аномального прикуса, что доказано исследованиями, проводившимися на протяжении 50 лет.

Что это такое?

Прикус формируется за счет правильной работы мышц, расположенных в области зубных рядов и челюстного сустава. Любое нарушение в их функционировании приводит к формированию аномального положения зубов и челюстной дуги.

Основная цель миотерапии – восстановить правильное функционирование суставного и мышечного аппарата путем воздействия на них с помощью обычных упражнений, иногда в сочетании с массажем. По своей сути, миогимнастика – это тренировка мышц челюсти.

Методику целесообразно назначать в качестве комплексного или самостоятельного лечения. Также ее используют для закрепления эффекта после аппаратного ортодонтического лечения или в качестве подготовительной процедуры перед ним.

Принцип лечения

Принцип лечения данной методики заключается в комплексности воздействия.

Под воздействием активных двигательных упражнений улучшение наступает за счет четырех физиологических механизмов:

  • Биологической стимуляции роста костной ткани и развития мышц.
  • Формирования компенсирующего механизма.
  • Положительного влияния на трофические процессы.
  • Нормализации функциональных характеристик.

Под воздействием данных процессов происходит активное перестроение работы мышц и развития скелета в сторону анатомического равновесия.

Показания и противопоказания

Показаниями для назначения миогимнастики являются:

  • различные виды (дистальный, мезиальный и пр.) аномального прикуса I степени;
  • неровное расположение коронок;
  • гипотонус лицевых мышц;
  • нарушение функционирования ВНЧС (миогимнастика Рокабадо);
  • дисфункция круговых мышц рта и языка.

Миотерапия не может быть применена в ряде случаев:

  • гипертрофия мышечного аппарата лица патологического характера;
  • плохая подвижность сустава челюсти;
  • аномальный прикус III степени;
  • нарушения развития челюсти вследствие перенесенных общих заболеваний, например, рахита.

Как может применяться?

В зависимости от начального диагноза миотерапия может назначаться в качестве самостоятельной терапии либо сочетаться с другими методами коррекции.

Как правило, прикусы в сложной форме требуют комплексного лечения, и наряду с гимнастикой используется аппаратная коррекция с помощью съемных или несъемных ортодонтических устройств.

При слабовыраженных аномалиях в раннем детском возрасте бывает достаточно использовать одни лишь упражнения. Только при их неэффективности через 2 – 3 месяца проводится аппаратная коррекция.

Если гимнастика назначается для устранения миофункциональных привычек, то для выполнения упражнений часто используют специальные приспособления: вестибулярную пластину и металлический диск.

Кому подходит?

Данная методика в первую очередь направлена на лечение детей от 4 до 8 лет в период молочного прикуса. Челюсть в этом возрасте сформирована не до конца и хорошо поддается коррекции.

Также допустимо проводить лечение с помощью упражнений детей после 9 и до 12 лет, когда происходит активная смена зубов. Но терапия в этом случае будет более длительная.

Для коррекции зубочелюстного аппарата во взрослом возрасте миогимнастику используют редко, так как она дает минимальный эффект.

Преимущества и недостатки метода

Основным преимуществом данной методики является то, что корректировку можно проводить без применения ортодонтических аппаратов. Благодаря этому ребенок не испытывает психологический или физический дискомфорт.

При этом исключается травмирование слизистых и повреждение дентальной ткани.

К недостаткам миотерапии можно отнести:

  • длительность лечения;
  • невысокая эффективность в отношении выраженных аномалий;
  • при отсутствии системности быстро наступает регресс.

От чего зависит эффективность?

Чтобы максимально повысить эффект от упражнений, необходимо учитывать некоторые факторы:

  • гимнастику необходимо проводить качественно: максимально сокращать мышцы и постоянно увеличивать количество упражнений;
  • при возможности использовать дополнительные приспособления, позволяющие увеличить нагрузку на мышечный аппарат;
  • проводить системно в одно то же время;
  • комплекс упражнений должен подбирать только врач-ортодонт.

После использования миотерапии у пациентов одного возраста с одинаковым диагнозом результат нередко бывает совершенно разным. Чаще всего это бывает из-за несоблюдения рекомендаций и отсутствия системности.

Общие правила проведения

Независимо от того, какой комплекс был показан пациенту, упражнения должны выполняться с учетом общих правил:

  • Гимнастику начинают с легких упражнений и постепенно переходят к более сложным.
  • При сокращении мышцы должны двигаться с максимально допустимой амплитудой.
  • При выполнении необходимо постепенно увеличивать скорость сокращений. При этом между ними должна быть пауза, соответствующая времени сокращения.
  • Упражнения проводят в соответствии с предписанием врача либо до появления небольшой усталости.

Как проводится миогимнастика, смотрите на видео:

Примеры упражнений

Было определено большое количество упражнений, предназначенных для миогимнастики. Каждое из них показано при определенных патологиях или миофункциональных нарушениях.

Гимнастика при косом прикусе

При отсутствии симметричности соприкосновения двух челюстей используют лишь одно упражнение, которое позволяет частично или полностью устранить проблему.

Упражнение выполняется определенным образом: открывают рот максимально широко и передвигают челюсть в ту сторону, где отсутствует корректное смыкание.

Затем челюсть медленно смыкают до плотного сжимания зубов. И фиксируют данное положение не меньше 5 секунд.

После выполнения полностью расслабляют мышцы и снова повторяют движение.

Упражнения при наличии мезиального прикуса

Прикус мезиального типа поможет исправить следующий комплекс:

  • В положении сидя немного приоткрыть губы и откинуть голову слегка назад. Закрывая рот, пытаться коснуться кончиком языка твердого неба в районе основания.
  • В течение 5 минут осуществлять надавливание языком на лингвальную поверхность переднего ряда коронок.
  • Расположить нижнюю губу под передними коронками верхней челюсти и зафиксировать ее на полминуты.

Гимнастика при недоразвитии круговой мышцы рта

Данный комплекс является прямым показанием при дыхании ротового типа и патологическом несмыкании губ:

  • Губы вытягивают и пытаются в данном положении проговорить сложные слова в течение 30 секунд.
  • Вытягивают губы, имитируя задувание свечи, после чего широко улыбаются.
  • При сжатии губ произвести забор воздуха носом и максимально надуть щеки. После этого расположить на щеках кулаки и выдавить ими воздух изо рта таким образом, чтобы губы остались сомкнутыми.
  • Поочередно набирать воздух, немного надувая сначала нижнюю, затем верхнюю губу. При этом губы должны быть плотно сомкнуты.
  • Удерживать полоску картона или специальный межгубный диск плотно сжатыми губами. На первых порах необходимо удерживать около 15 минут или до появления усталости, а в дальнейшем довести это время до одного часа.
  • Растянуть уголки рта пальцами, а затем зафиксировать положение и пытаться сжать губы.
  • Заложить под губы валики из ваты, после чего пытаться проговорить звук «б», «м», «п».

Миогимнастика при глубоком прикусе

Для купирования данной патологии гимнастику выполняют только стоя:

  • Руки отвести назад за спину и вытянуть подбородок вверх. Не изменяя положения, выдвинуть подвижную челюсть как можно дальше вперед.Выдержав несколько секунд, постепенно возвращают ее в обратное положение.Чтобы получить эффект, рекомендуется повторять данное упражнение не меньше 10 раз за сеанс.
  • В точно таком же положении, что и в первом упражнении, челюсть выдвигают максимально вперед до соприкасания режущей части резцов противоположных рядов зубов и удерживают до 20 секунд.Так необходимо повторять 15 раз в 3 подхода на протяжении месяца.Через 30 дней упражнение нужно слегка видоизменить, выдвигая челюсть так, чтобы нижний ряд зубов выходил вперед верхнего.
  • В течение 4 минут, не спеша, полностью открывать, а затем закрывать рот. Челюсть при этом остается зафиксированной. В сутки нужно проводить около 5 сеансов.

Гимнастика после подрезания уздечки языка

Такая несложная процедура как подрезание уздечки языка также требует применения гимнастики, которая будет тренировать мышечный аппарат, влияющий на развитие нижней челюсти:

  • Языком провести по внутренней стороне зубного ряда, как бы пересчитывая все зубы по очереди.
  • Открыть рот и обвести по кругу языком, касаясь внешней стороны губ. При этом необходимо пытаться достать до подбородка и кончика носа.
  • С усилием нажимать языком сначала на одну щеку, а затем на другую.

Упражнения для среднего участка языка

Основная группа упражнений, восстанавливающих функции мышечного аппарата среднего участка языка, включает в себя:

  • На середину и кончик языка надеть два резиновых колечка. Затем зубные ряды смыкают, а губы слегка приоткрывают и прижимают кончик языка к поверхности небного свода. Положение фиксируют на 3 минуты.
  • Не менее 50 раз цокать языком. Упражнение повторять 6 раз в день.
  • Имитировать зевание в течение 2 минут.

Упражнения при открытом прикусе

Для устранения проблемы прикуса открытого типа тренируют мышцы, от которых зависит поднятие нижней челюсти:

  • Суть упражнения заключается в разжимании и сжимании зубных рядов до появления усталости.Чтобы понимать, какая группа мышц работает, и контролировать силу их сокращений, нужно положить пальцы на щеки в области последних моляров.
  • Сжимание челюстей через сопротивление. В качестве сопротивления выступают два пальца руки, которые располагают на передних коронках подвижной челюсти.При ее поднятии нужно активно препятствовать движению.
  • Прикусывание карандаша или палочки передними резцами. Для того чтобы не повредить эмаль, на используемый предмет желательно надеть резиновую трубку. Упражнение выполняют с усилием не менее 5 минут.

Миогимнастика коррекции смыкания губ

Для исправления неправильного смыкания губ существует большое количество упражнений, которые легко выполняются детьми:

  • Язык вытянуть и расположить на нижней губе, при этом пытаться быстро прикрыть его верхней губой, как бы пришлепывая.
  • При плотном сжатии губ необходимо совершать языком движение по кругу, поочередно касаясь то верхней, то нижней губы.
  • Кончиком языка продольно проводят по небу, постепенно охватывая всю его поверхность.
  • Открыв рот как можно шире, прижать язык к небу. Затем, сомкнув губы, издать щелкающий звук, имитирующий удар молоточка.
  • Вытягивать губы трубочкой, при этом удерживая уголки губ пальцами.

Гимнастика для мышц передней части языка

Данный комплекс показан при диагностировании глотания инфантильного типа:

  • Выдвинуть язык таким образом, чтобы он принял форму столбика, и надеть на него специальное резиновое кольцо. При отсутствии такового можно воспользоваться обычной медицинской пипеткой, разрезав ее на колечки.Язык приподнять вверх к альвеолярному гребню передних зубов и сглотнуть. Рот и губы при этом должны быть открыты. За один сеанс необходимо совершить до 10 глотаний.Максимальный эффект от гимнастики будет в том случае, если повторять ее несколько раз в сутки.
  • Сомкнуть губы и приложить язык к альвеолярному гребню. Удерживать данное положение около 5 минут.

Как показала практика, миогимнастика является эффективным методом коррекции прикуса и положения зубов.

Но чтобы положительный результат был гарантирован, не стоит забывать о регулярности и качестве выполнения упражнений.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: http://orto-info.ru/ortodonticheskoe-lechenie/podgotovitelnyiy-period/miogimnastika.html

Упражнения на развитие артикуляции

Гимнастика для нижней челюсти

С ребенком младшего и среднего дошкольного возраста следует разучить комплекс общеукрепляющих артикуляционных упражнений, направленных на развитие речевого аппарата в целом. Эти упражнения можно считать прекрасной профилактикой от возникновения у детей дефектов речи.

Сначала предложите малышу рассмотреть перед зеркалом свои органы артикуляции и назвать их: «Губы, зубы, щеки, язык». Обратите внимание ребенка, что у него есть верхняя и нижняя губы, верхние и нижние зубы, а язычок только один. Скажите, что язычок очень подвижный и ловкий. Он умеет выполнять самые разные движения.

В первую очередь предложите ребенку игры для губ, щек и нижней челюсти и лишь затем переходите к упражнениям для развития подвижности языка.

Артикуляционная гимнастика не должна превратиться в серию утомительных упражнений, поэтому проводится в форме забавной игры. Ребенок, увлекшись, не заметит, что его учат. А значит, процесс развития речевой моторики будет протекать быстрее и успешнее.

В течение одного занятия не стоит пытаться выполнить все упражнения, заниматься несколько раз в день, каждый раз выполняя по 2—3 упражнения.

Вот простые упражнения, которые вы с ребенком можете начать делать уже сейчас. А позже, когда дети усвоят эти упражнения, мы вместе с вами научим их более сложным упражнениям. 

Обратите внимание, что некоторые упражнения имеют несколько названий, но способ выполнения и цель у них одна.

                         Упражнения для нижней челюсти, губ и щек

1. «Бегемотик», «Окошко» или «Птенчик»

Цель: Научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удер­живать губы и язык в заданном положении.

Как делать:  Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»:«а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. Повторяем упражнение 3—5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Вновь повторяем упражнение 3—4 раза.

Обратите внимание!   Язык лежит во рту спокойно, не оттягивается назад, кончик язы­ка у передних зубов. Если у ребёнка возникают затруднения, пропойте вместе с ним звук «а»: «а-а-а» — губы и язык примут нужное положение.

«Бегемотик»

Бегемотик рот открыл,

Подержал, потом закрыл.

«Окошко»

Широко открыть рот — “жарко”, закрыть рот — “холодно”

«Птенчик»

Скажите малышу, что он птенчик, а себя назовите птичкой-мамой. Сообщите птенчику, что сейчас вы будете его кормить. Попросите ребенка широко открыть рот (покажите, как это делать) и остаться в таком положении несколько секунд. Поднесите пальцы руки, сложенные щепотью, к открытому рту ребенка, словно вы что-то кладете или насыпаете. При этом расскажите стихотворение:

Ротик шире открывай —

Кушай, птенчик, не зевай!

 2.  «Улыбка», «Заборчик» или «Лягушка»

Цель:  Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передниезубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Как делать: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Обратите внимание!  Следите, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу. Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу.

Это упражнение проводим так: кладём палец на нижнюю губу, опускаем и поднимаем её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

  Если у ребёнка возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «и»: «и-и-и» — и губы растянутся в улыбке.

«Улыбка»

Улыбается щенок, зубки напоказ.

Я бы точно так же смог. Вот смотри. Сейчас.

«Лягушка»

Подражаем мы лягушкам,

Тянем губки прямо к ушкам.

Улыбнулись губки

Вот и наши зубки.

«Заборчик»

Наши губки улыбнулись,

прямо к ушкам потянулись.

Ты попробуй «иииии» скажи,

свой заборчик покажи.

 3. «Хоботок» или  «Дудочка»

Цель: Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность.

 Как делать:  Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком поло­жении под счёт от 1 до 5-10. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

 Обратите внимание! Следите, чтобы при выполнении упражнения не открывался рот. Зубы почти сомкнуты.  Если ребёнок не может вытянуть губы вперёд, предложите емудотянуться губами до конфеты и взять её губами.

Можно предложить игру «Кто силь­нее?» когда ребёнок удерживает губами бинтик или чистый платочек (свернуть конусом), а вы пытаетесь вытянуть его.  Можно вместе с ребёнком пропеть звук «у»: «у-у-у» – игубы примут положение трубочки.

«Хоботок»

Хоботок слоненок тянет

И вот-вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи. 

«Дудочка»

Мои губы—трубочка—Превратились в дудочку.Громко я дудеть могу:

Ду-ду-ду, ду-ду-ду!

 4.«Хомячок» или «Шарик»

Предложите малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторите упражнение 3—4 раза.

Обратите внимание! Следите, чтобы щёки оставались надутыми, и воздух не уходил через губы.

«Хомячок»

 Хомячок надует щечки,

 У него зерно в мешочках.

 Мы надуем щечки тоже,

 Хомячку сейчас поможем.

«Шарик»

Ребенок надувает щеки, затем покажите, как поднести к щекам кулачки и слегка ударить ими по щекам. «Шарик» лопнет, а воздух, издав звук, выйдет наружу. Расскажите стихотворение:

Шарик надувай,

Воздух выпускай.   

 5. «Колечко»  

как делать: Скажите малышу, что умеете делать колечко: вы открываете рот, округлив губы рупором, и вытягиваете их вперед (положение губ, как при произнесений звука О). Удержите губы в таком положении 2—5 секунд и спросите, сумеет ли он сделать такое же колечко.

Расскажите стихотворение:

Губки круглые сложи

и колечко покажи.

6. «Малыш плачет»

Как делать: Скажите малышу, что, когда маленький ребенок плачет, он кричит: «УА-УА! », а затем произнесите это звукоподражание, но беззвучно, только шевеля губами. Таким образом, вы показываете одно за другим артикуляционные упражнения «Трубочка» и «Птенчик». Попросите ребенка повторить эти движения губами. Менять положение губ нужно 2—5 раз подряд.

7. «Веселый — грустный»

Цель: вырабатывать навык быстрого изменения положения губ.

Как делать: Расскажите ребенку, что, когда человеку весело, он всегда улыбается, а когда грустно, его губы собираются в трубочку. Покажите малышу сначала веселого человечка, а потом грустного. (Движение губ, как при последовательном произнесении звуков ИУ.) Сменить положение губ надо 2—5 раз.

8. «Поцелуй»

Как делать: Покажите малышу, как можно втянуть щеки внутрь рта, всосав в себя воздух. При этом нижняя челюсть слегка опущена, губы сомкнуты. Удерживайте такую позу в течение 2—5 секунд, а затем с усилием разомкните губы, слегка причмокнув. Если ребенку не удается втянуть щеки, предложите ему вытянуть губы немного вперед и причмокнуть. Повторите упражнение 2—5 раз.

Научите малыша посылать воздушный поцелуй. Следите за тем, чтобы ребенок чмокал губами именно в тот момент, когда подносит свою ладошку к губам, а не раньше и не позже. Расскажите стихотворение:

Губки в трубочку сложу я.

https://www.youtube.com/watch?v=2oyx5mY7GIA

Потом маму поцелую.

9. «Рыбка»

Цель: подготовить губы ребенка к произнесению звуков М, П, Б,

Как делать: Скажите малышу, что рыбка разговаривать не умеет:

Ротик открывает,

Что сказать, не знает!

Затем покажите, как рыбка открывает ротик. Для этого сначала широко откройте рот, потом резко закройте, плотно смыкая губы. Постепенно усиливайте темп.

Теперь предложите малышу самому изобразить рыбку, пускающую пузыри. Когда малыш научится выполнять упражнение, расскажите стихотворение:

Рыбка ротик открывает —

Пузыри она пускает.

10. «Тигр»

Цель: развивать подвижность губ, подготавливать их к произнесению звуков О, Н.                           ,

Как делать: Предложите малышу изобразить тигра. Для этого продемонстрируйте «тигриный» оскал: отведите губы в стороны и обнажите зубы. Теперь попросите ребенка не только оскалиться, но и выставить когти,   для этого ему нужно поднять кисти рук к лицу, согнуть пальцы, напрячь их и удерживать в таком положении.

Злого тигра всякий знает

Тигр всех вокруг пугает.

11. Чередование  «Хоботок» -«Улыбка» – «Бегемотик»

Цель: Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

Как делать: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я» или «Посмотри и по­втори» Игру можно проводить, озвучивая движения губ («у-и-а») и молча. Взрослый вы­полняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у-и-а», «а-у-и», «и-у-а», «и-у, у-и»), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

Обратите внимание!  Переход от одной позиции к другой осуществляется плавно.  Упражнение очень полезно для детей с дефицитом внимания.

Улыбается ребёнок,

 Хобот вытянул слонёнок.

 Вот зевает бегемот,

 Широко открыв свой рот.

Источник: http://reshetnikova.pav8.caduk.ru/p19aa1.html

Норма Развития
Добавить комментарий