Миогимнастика при открытом прикусе для детей

Миогимнастика в ортодонтии: упражнения, рекомендации, правила и прогноз

Миогимнастика при открытом прикусе для детей

Коррекция дефектов прикуса и неправильного развития челюстных мышц может осуществляться не только при помощи ортодонтических конструкций.

Для маленьких пациентов разработан специальный комплекс упражнений, позволяющий избавиться от имеющейся патологии без использования дополнительных приспособлений.

Общее понятие

Миогимнастика представляет собой комплекс упражнений, который направлен на коррекцию различных патологий прикуса, совершенствование функционирования мимических и жевательных мышц и исправление положения языка между зубами.

Миогимнастику целесообразно назначать детям с неправильным прикусом в возрасте до 9 лет.

Эта терапия принадлежит к лечебной форме физкультуры и применяется как самостоятельно, так и в комплексе с аппаратным лечением.

Упражнения, используемые в миотерапии, разработаны специалистами в области ортодонтии. Каждое из них направлено на решение определенной проблемы: патологический прикус, недоразвитие мышц челюсти и языка, неправильное смыкание губ.

Прогноз

Результативность миотерапии зависит от степени сложности патологии зубочелюстного ряда, уровня дисфункции мышц, а также регулярности и правильности выполнения предусмотренных упражнений.

Постоянная тренировка со временем приводит к улучшению физиологических процессов челюстного комплекса: происходит замещение нарушенных функций челюсти, усиливается рост костной ткани, улучшаются процессы трофики.

Наибольшая эффективность от применения миогимнастических процедур наблюдается у детей от 4 до 7 лет. Это объясняется активным ростом челюстного аппарата и мышц, входящих в него, что способствует достижению необходимого результата, с применением щадящих методов.

Чем больше возраст ребенка, тем длительнее требуется проведение миотерапевтических упражнений для коррекции существующей патологии. В ряде случаев они должны применяться в комплексе с ортодонтическими системами.

Рекомендации и правила

Комплекс миогимнастических упражнений должен подбираться исключительно врачом-ортодонтом в соответствии с особенностями строения зубочелюстного ряда пациента. Первое выполнение процедур необходимо осуществлять в присутствии специалиста, который может оценить их правильность и дать совет в случае необходимости.

В дальнейшем пациент выполняет рекомендованные упражнения самостоятельно в домашних условиях, стараясь соблюдать регулярность и периодичность.

Чтобы миогимнастика дала ожидаемый результат, при ее проведении следует придерживаться определенных правил:

  1. При выполнении упражнений для лица важно сокращать каждую челюстную мышцу до предельно возможного уровня.
  2. Периоды мышечных сокращений должны чередоваться равными по времени паузами.
  3. Интенсивность нагрузок на аппарат мышц должна увеличиваться постепенно. Терапия начинается с простых упражнений, постепенно переключаясь на более сложные.
  4. Миотерапевтические процедуры должны выполняться на протяжении одинакового времени в четко установленные часы.
  5. Чтобы увеличить результативность, можно использовать специальные приспособления, создающие дополнительную нагрузку на мышечный аппарат.
  6. Каждое упражнение должно повторяться указанное специалистом количество раз.

Несоблюдение рекомендаций, данных лечащим врачом, и отсутствие системности в выполнении процедур может привести не только к отсутствию результата, но и к усугублению ситуации.

Упражнения

Комплекс упражнений для миогимнастики разработан с учетом необходимости коррекции конкретной патологии челюстного аппарата. В каждом случае требуется выполнение конкретных процедур.

Для коррекции прикуса

Каждая форма дефектного прикуса требует выполнения определенного ряда упражнений.

 Глубокого

Мероприятия по коррекции глубокого прикуса выполняются в положении стоя:

  1. Руки необходимо отвести за спину, а подбородок поднять как можно выше. Находясь в такой позиции, человек выдвигает нижний челюстной ряд вперед, насколько получается. Выдержав так несколько секунд, челюсть возвращается в первоначальное положение. Упражнение нужно повторять около 10—12 раз за сеанс трижды в день.
  2. Приняв вышеописанное положение, человек выпячивает нижний зубочелюстной ряд вперед до соприкосновения резцов с аналогичными зубами другого ряда. В таком состоянии зубы удерживаются около 20 секунд, затем возвращаются обратно. Упражнение повторяется по 12—15 раз в течение 3 сеансов.

 Открытого

Для коррекции прикуса открытого типа выполняется следующая процедура. Зубные ряды необходимо последовательно сжимать и расслаблять. Степень сокращения мышц стоит контролировать, прижав пальцы по обеим сторонам от щек. Упражнение выполняется до появления чувства легкой усталости.

Еще одно эффективное упражнение – прикусывание карандаша при помощи передних резцов. Процедура выполняется в течение 4—5 минут. Во избежание повреждения эмали необходимо надеть на карандаш резиновую трубочку.

 Мезиального

Миотерапия для выправления мезиального прикуса осуществляется следующим образом. Человек старается надавить языком на лингвальную сторону зубного ряда верхней челюсти. Такое положение необходимо сохранять на протяжении 4—6 минут до ощущения легкой усталости мышц.

Еще одно эффективное упражнение выполняется следующим образом. Голова немного откидывается назад, губы слегка приоткрываются. Смыкая челюсти, необходимо касаться нёба кончиком языка.

 Косого

Устранить проблему косого прикуса можно, путем выполнения выполняя следующего упражнения:

  • Рот открывается предельно широко.
  • Подвижная челюсть сдвигается туда, где отсутствует полное смыкание обоих зубных рядов.
  • Челюсти аккуратно соединяются до полного соприкосновения моляров.
  • Полученное положение фиксируется на период не менее 5 секунд.
  • Челюстные мышцы расслабляются, затем процедура повторяется.

Для мышц языка

Миотерапия позволяет не только корректировать прикус. Некоторые ее комплексы направлены на тренировку мышц ротовой полости.

После подрезания уздечки языка

Комплекс состоит из трех упражнений:

  1. Язык перемещается по внешней части губ от одного уголка до другого. После этого необходимо постараться дотянуться им до кончика носа и подбородка.
  2. Языком последовательно пересчитываются все элементы зубного ряда с внутренней и внешней стороны.
  3. Язык последовательно упирается сначала в одну, а после — во вторую щеку, создавая максимальное давление.

 Для мышц передней части языка

Совокупность упражнений, предназначенных для развития мышц передней доли языка, выглядит следующим образом:

  • На язык надеваются пластичные колечки, которые можно изготовить, разрезав пипетку на несколько частей. Далее, он поднимается вверх к основанию передних зубов с внутренней части челюсти. Затем производится сглатывающее движение. Во время процедуры производится 10 подобных сглатываний. Стоит следить, чтобы резиновые колечки не перемещались по поверхности языка.
  • Губы нужно тесно сомкнуть, а языком надавить на альвеолярный гребень. Эта позиция сохраняется на протяжении 5—6 минут.

 Для мышц средней части языка

Для развития правильного функционирования мышц средней части языка выполняют следующие упражнения:

  1. На переднюю и срединную части языка надевается по одному резиновому колечку. Челюсти смыкаются, а губы немного приоткрываются. Край языка прижимается к нёбному своду. Такое положение необходимо зафиксировать на 2—3 минуты.
  2. По 50 раз за упражнение необходимо цокать языком. Такая процедура повторяется до 6 раз в день.

Для мышц задней части языка

Для развития прикорневой части языка выполняют следующие миотерапевтические упражнения:

  1. На протяжении двух минут необходимо имитировать зевоту.
  2. Чтобы расслабить мышцы, нужно осуществлять прополаскивание горла теплой водой, издавая при этом характерный звук.

Смотрите упражнения для языка в предложенном ниже видеоматериале.

 При недоразвитии круговой мышцы рта

Дыхание посредством рта зачастую свидетельствует о недостаточной работоспособности круговой мышцы ротовой полости и щек.

Для коррекции этого состояния используется следующий комплекс упражнений:

  • Губы необходимо вытянуть трубочкой, как при свисте, и зафиксировать такое положение на 5—10 секунд. После этого они растягиваются в широкой улыбке.
  • Губы принимают то же положение, после чего ребенок выговаривает различные слова, не расслабляя губ. Длительность упражнения должна достигать 30 секунд.
  • В рот набирают воздух, после чего стараются переместить его от одной губы к другой, не разжимая их.
  • Губы и зубные ряды плотно сжаты, через нос осуществляется вдох, после чего воздух перемещается в челюсть, максимально заполняя щеки. Ладони располагаются по обе стороны от щек и надавливают на них, пытаясь удалить все воздушные массы. Губы при этом необходимо держать плотно сжатыми.
  • Губы тщательно смыкают и держат в такой позиции до ощущения состояния утомления.

 Для мышц нижней челюсти

Комплекс миогимнастических упражнений основывается на выдвижении вперед нижней челюсти. В течение первых двух недель тренировки осуществляются в сидячем положении, затем ребенку необходимо будет делать их стоя.

Ортодонты рекомендуют выполнять такую последовательность упражнений:

  • Нижняя челюсть выдвигается вперед, пока ее резцы не выйдут за зубы верхнего ряда. Такая позиция удерживается 10 секунд, после чего мышцы расслабляются.
  • Вышеописанное упражнение дополняется разворотами головы в разные стороны по 10 раз.
  • Ребенок принимает положение стоя, его голова запрокидывается к спине, руки отводятся назад. В такой позе необходимо выставить нижний зубочелюстной ряд вперед до полного соприкосновения с верхним.

 Для коррекции смыкания губ

Чтобы исправить недостаточно тесное смыкание губ, ребенку следует выполнять следующие упражнения:

  1. Язык вытягивается и располагается на нижней губе. Необходимо пытаться быстро прикрывать его верхней губой, выполняя пришлепывающие движения.
  2. Крепко сжав губы, ребенок должен языком осуществлять круговые движения, дотрагиваясь попеременно до верхней и нижней губы.
  3. Кончик языка водится вдоль по нёбной поверхности, захватывая все ее участки.
  4. Рот необходимо открыть максимально широко, а язык прижать к нёбной поверхности. После этого губы смыкают, издавая щелкающий звук.

Как повысить эффективность

При одинаковых патологиях строения зубочелюстного ряда после выполнения миогимнастических комплексов у детей может наблюдаться разный результат.

Это зависит от несоблюдения пяти ключевых рекомендаций в выполнении упражнений:

  • продолжительность и скорость мышечных сокращений должна постепенно увеличиваться;
  • мышцы необходимо сокращать с максимально возможной амплитудой;
  • каждое упражнение необходимо выполнять до появления чувства усталости;
  • между сокращениями мышц должны быть перерывы;
  • все упражнения необходимо выполнять в одно и то же время.

В видео предложена дополнительная информация об эффективности и проведении миогимнастики.

Использование специальных приспособлений

В некоторых случаях невозможно добиться исправления аномалии зубочелюстного строения без использования определенных приспособлений:

  • Вестибулярная пластинка используется ребенком в ночное время и днем во время гимнастических упражнений. Она направлена на исправление дыхания, коррекцию положения нижней челюсти и расположения языка в ротовой полости. Пластинка помещается в рот и слегка вытаскивается, придерживая пальцами за кольцо.
  • Металлический диск предназначен для отучения детей сосать пальцы и дышать ртом. Кроме того, он борется с дистальным прикусом. Диск необходимо сжать зубами, слегка выдвинув нижнюю челюсть вперед. Положение зажатого губами диска должно быть четко горизонтальным. Эта конструкция способствует тренировке группы мышц, располагающихся в околоротовой зоне.

Отзывы

Согласно многочисленным отзывам эффективность миогимнастики заметна при регулярном ее использовании детьми до 6 лет.

Взрослые пациенты, использующие такой метод терапии, считают его нерезультативным. Своим мнением по поводу такой методики вы можете поделиться в разделе комментариев к данному тексту.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

2 Комментария

Источник: http://dr-zubov.ru/ortodontiya/prikus/primenenie-miogimnastiki.html

Миогимнастика в ортодонтии

Миогимнастика при открытом прикусе для детей

Большинство людей страдают неправильным в той или иной степени прикусом.

У кого-то аномалии прикуса почти незаметны и никак не мешают, другим же напротив они доставляют не только эстетические, но и физиологические неудобства.

Исправление дефектов прикуса – непростая задача, которая обычно требует серьезного комплексного лечения под контролем опытного врача. Однако пациент может помочь себе сам, регулярно выполняя ортодонтическую миогимнастику.

Миогимнастика в ортодонтии

Что такое миогимнастика

Миогимнастика – это вспомогательный метод, используемый в ортодонтии наряду с ношением брекетов и кап, хирургическим вмешательством и лазерной терапией.

Методика получила очень широкое распространение из-за своей эффективности как в детской, так и во взрослой стоматологии.

Она представляет собой комплекс ЛФК, специально разработанный для коррекции зубочелюстных нарушений при помощи тренировки мышечного аппарата, который окружает зубные ряды.

https://www.youtube.com/watch?v=TKsSQxlsUTo

Перед началом гимнастики необходимо тщательное обследование и определение состояния зубов и челюстей больного. Чаще всего для этого используется специальная проба Рубинова. Она заключается в том, что пациенту дают прожевать ядрышко ореха весом 800 мг.

Акт жевания продолжается до тех пор, пока не появляется глотательный рефлекс. При его возникновении больного просят выплюнуть пережеванную массу в специальную посуду, после чего ее высушивают и взвешивают.

Чем хуже функциональное состояние челюсти и зубов, тем крупнее пережеванные частицы и дольше длится акт жевания.

Что такое миогимнастика

Миогимнастика может назначаться:

  1. До начала непосредственного лечения.
  2. Одновременно с другими методами лечения.
  3. Как самостоятельный метод в нетяжелых случаях.
  4. После основного курса терапии для профилактики рецидивов и для закрепления полученных результатов.

Важно! Не стоит пытаться исправить прикус путем выполнения упражнений без предварительной консультации специалиста. Это может не только не принести желаемого результата, но и ухудшить ситуацию, так как при различных дефектах показаны упражнения на разные группы мышц. Только доктор может определить, какая группа мышц нуждается в тренировке.

Принцип лечения и применение миогимнастики

Эффективность

Миогимнастика при соблюдении всех техник и правил считается эффективным методом коррекции прикуса и признана мировым стоматологическим сообществом. Эффективность такого вида ЛФК зависит от нескольких факторов:

  1. Выраженности нарушения прикуса.
  2. Возраста больного.
  3. Регулярности и приверженности.

Миогимнастика дает максимальный результат пациентам в детском возрасте, у которых молочные зубы еще не сменились коренными. Именно в этом возрасте челюстные мышцы наиболее пластичны, а хрящи и костная ткань еще мягкие.

Как самостоятельная терапия ЛФК оказывает достаточное действие в случае нарушений прикуса верхней челюсти и искривления передних зубов.

Виды неправильного прикуса

Правила

При выполнении миогимнастики врачи рекомендуют соблюдать ряд правил и мер предосторожности. Это обеспечит безопасность и поможет добиться максимально возможного эффекта. Обычно на приеме у ортодонта больной получает следующие рекомендации:

  1. При выполнении лечебной физкультуры необходимо внимательно следить за мышечным напряжением. Важно подобрать оптимальную нагрузку и не допускать возникновения болевых ощущений, так как перетренировка может навредить и даже усилить дефекты прикуса.
  2. Нагрузка должна увеличиваться постепенно. Не стоит пытаться выполнять все упражнения с максимальным усилием. Количество повторений должно расти от тренировки к тренировке. Это также позволит избежать перенапряжения и сделает выполнение миогимнастики более комфортным.
  3. Тем не менее, сокращения должны все-таки производится с некоторым усилием до появления легкого чувства усталости. Также пациент должен стремиться к постоянному увеличению амплитуды.
  4. Перед каждым подходом необходимо делать небольшие перерывы, чтобы дать напряженным мышцам немного расслабиться и восстановиться.

Правила проведения миогимнастики

Иногда при достаточно выраженных челюстных изменениях при выполнении гимнастики задействуются специальные аппараты и приспособления, которые выдает доктор. Они способствуют более быстрому достижению результата.

Показания к выполнению

Кроме лечения дефектов прикуса, существуют и другие показания, при которых рекомендуется ортодонтическая гимнастика:

  1. Гипотония мышц рта и языка.
  2. Смещение зубных коронок.
  3. Неправильная работа ВНЧС.
  4. Гипотония лицевых мышц.

Показания к миогимнастики

Противопоказания

Важно! В некоторых случаях миогимнастика не рекомендована или даже противопоказана:

  1. Нарушения прикуса в продвинутой стадии (3 и выше).
  2. Атрофия лицевых или челюстных мышц, вызванная какими-либо патологиями.
  3. Гипотрофия челюсти в результате некоторых соматических патологий (например, рахита, вызванного дефицитом витамина Д).
  4. Неподвижность челюстных суставов.

Противопоказания к применению миогимнастики

Достоинства и недостатки методики

Как и любой другой метод, миогимнастика имеет свои плюсы и минусы. Самым главным плюсом считается нетравматичность и возможность лечения без применения дополнительных приспособлений. Такой вид терапии не вызывает у больных какого-либо значимого психологического дискомфорта.

К сожалению, существуют и минусы:

  1. Для достижения заметного результата гимнастику необходимо выполнять в течение нескольких недель иди даже месяцев.
  2. При нерегулярности тренировок быстро происходит откат, то есть все достигнутые результаты теряются.
  3. Метод не даст видимого результата при выраженных и давних изменениях.

Комплексы упражнений

Существует огромное количество упражнений для разных видов дефектов, и мы попробуем рассмотреть основные из них. При каждом виде нарушения назначается разработанный специально для этой аномалии комплекс.

Упражнения на коррекцию смыкания губ и восстановление функциональности круговой мышцы рта

При мезиальном прикусе

Упражнения рекомендуют выполнять регулярно не менее 3 раз в день по 15-20 подходов.

  1. Языком нажимают на основания резцов.
  2. Отклонив голову кзади, челюсть то сжимают, то разжимают; языком стараются достать до небного язычка.
  3. Нижней губой задевают поверхность под передними резцами.

Упражнения на формирование речи

При глубоком прикусе

  1. Пациент находится в стоячем положении. Руки поднимают вверх и стараются отклонить их назад как можно сильнее. Голова также поднимается вверх. Челюсть выдвигается вперед, а затем возвращается в обычное положение. Количество подходов должно быть не менее 10.
  2. Через 30 дней после начала выполнения этого упражнения его немного изменяют. Нижняя челюсть выдвигается таким образом, что нижние резцы находятся выше верхних резцов.
  3. Пациент смыкает и размыкает челюсть в течение 2-3 минут.

Упражнения для формирования правильного жевания и глотания

При открытом прикусе

  1. Зубы сжимают и разжимают в течение 2-3 минут до появления усталости.
  2. Челюсть сжимается и разжимается аналогично предыдущему упражнению, но пальцы кладутся на нижние резцы и надавливанием мешают движениям.
  3. Пациент с усилием прикусывает палочку, покрытую защитной резинкой, не менее 10 раз подряд.

При косом прикусе

При таком дефекте рекомендуется сдвигать нижнюю челюсть именно в ту сторону, где имеет место неправильное смыкание, а затем сомкнуть ее с верхней. Упражнение повторяется по 15-20 раз.

Гимнастика для мышц, выдвигающих нижнюю челюсть

При гипотонусе круговой мышцы

Все упражнения выполняются ежедневно по 3-5 раз в сутки. Желательное количество подходов – 15-20.

  1. Губы делают трубочкой, как для воздушного поцелуя, и удерживают в таком положении в течение какого-то времени, а затем растягивают в улыбке.
  2. Губы сжимают и максимально надувают щеки, наполнив их воздухом через нос. Затем воздух сдувают путем надавливания на щеки, не разжимая губы.
  3. По очереди надувают пространство под нижней и верхней губой.
  4. Дуют перо или какой-либо другой предмет, как будто задувая свечу.
  5. Пальцами производят растяжение рта в сторону, при этом пытаясь максимально сжать губы.
  6. Тампоны из ваты небольшого размера вкладывают под нижнюю и верхнюю губу в районе уздечки и пытаются произносить слова.

Для мышц языка

Миогимнастика для мышц языка

При неполном смыкании губ

Такую ЛФК рекомендуют делать 3-5 раз в сутки по 15-20 подходов.

  1. Губы сжимают и совершают вращательные движения языком под обеими губами.
  2. Языком водят по небу, пытаясь задеть каждый участок, как малярной кистью.
  3. Язык кладут на нижнюю губу и быстро смыкают челюсти так, чтобы верхняя губа как бы хлопнула по верхней.

Упражнения для мышц, поднимающих нижнюю челюсть

При слабости средних мышц языка

  1. Языком цокают не меньше 50 раз несколько раз в день.
  2. Два специальных силиконовых кольца надевают кончик языка и его среднюю часть, а затем прижимают язык к небу настолько близко, насколько это возможно. Манипуляция выполняется не менее 3 раз в сутки.

Тренировки для круговой мышцы рта

При слабости задних мышц языка

  1. Как можно чаще выполняют обыкновенное полоскание горла (не менее 5 раз в сутки).
  2. Зевают 5-6 раз подряд.

После подрезания подъязычной связки

Гимнастика после подрезания уздечки языка

Длина и сила подъязычной связки, которую еще называют уздечкой языка, также влияет на прикус, а точнее, на положение нижней челюсти, поэтому после оперативного вмешательства рекомендуется выполнение гимнастики. Эта группа упражнений должна выполняться не менее 1 месяца после процедуры 2-3 раза в сутки. Пациент должен делать не менее 10 подходов на каждое упражнение.

  1. Языком поочередно давят на каждую из щек.
  2. Языком поочередно пытаются достать до края подбородка и носа.
  3. Языком прикасаются к каждому зубу нижнего и верхнего зубных рядов.

Эффективность миогимнастики

При инфантильном глотании

Такой вид глотания, при котором язык касается губ, является нормальным для детей в возрасте до 18-24 месяцев, но в некоторых случаях привычка сохраняется и в более позднем возрасте и становится патологией. Упражнения на переднеязычные мышцы, выполняемые хотя бы в течение 14 дней 2-3 раза в сутки, помогут исправить положение. Желательно выполнять не менее 10 подходов за 1 раз.

  1. Язык достают изо рта и надевают на него специальное силиконовое колечко, которое выдает врач, а затем, держа язык в таком же положении, совершают акт глотания.
  2. С закрытым ртом языком давят на выпуклость под зубами на верхней челюсти в течение нескольких минут до появления усталости.

— Миогимнастика для губ и щек

Миогимнастика, применяемая ортодонтами, является эффективным и безопасным методом лечения аномалий прикуса с минимальным количеством противопоказаний. Она может применяться как детьми, так и взрослыми, но упражнения должны подбираться строго индивидуально лечащим врачом.

Источник: https://expertdent.net/ortodontiya/prikus-zubov/miogimnastika-v-ortodontii.html

Миофункциональная гимнастика в работе логопеда

Миогимнастика при открытом прикусе для детей

Лидия Шевцова
Миофункциональная гимнастика в работе логопеда

учитель-логопед Шевцова Лидия Сергеевна

Организация: МДОБУ д/с № 125

Населенный пункт: г. Сочи п. Лазаревское

Миофукциональные нарушения – это снижение или повышение нормального тонуса жевательных и мимических мышц, возникающих при нарушениях функций зубочелюстной системы (дыхания, глотания, жевания, речи). Такие нарушения у детей наиболее стойко корректируются при взаимодействиях логопеда и детского ортодонта.

К вредным привычкам, нарушающим естественное развитие челюстно-лицевой области ребенка, относятся:

– длительное сосание пустышки;

– сосание большого пальца, языка, различных предметов;

– прикусывание губ, щек;

– инфантильное глотание;

– прокладывание языка между зубами;

– ротовое дыхание;

– бруксизм;

– подкладывание кулачка под щеку и запрокидывание головы во время сна.

При инфантильном типе глотания дети надувают щеки, делают своеобразные круговые движения губами. Каждый раз на зубы оказывается определенное силовое воздействие в определенном направлении. С годами это приводит к определенным аномалиям расположения зубов и недоразвитию челюстей.

Бруксизм – периодические приступообразные сокращения жевательных мышц во сне, сопровождающиеся сжатием челюстей и скрежетанием зубами.

Ротовой тип дыхания приводит к тяжким последствиям: формируется аденоидный тип развития лицевых структур, характерный удлинением нижней трети лица, возникают недоразвитие гайморовых пазух, слабость круговой мышцы рта, затрудненное смыкание губ, формируются узкие ноздри и широкая переносица, развивается хроническая гипоксия. Нарушение прикуса также ведет к нарушениям осанки – так работают механизмы компенсации в растущем организме.

Развитие речи – сложный и многообразный процесс, для правильного осуществления которого необходимы: нормальная функция головного мозга, нервных проводящих путей и правильное развитие зубочелюстной системы.

Причинами неправильного произношения звуков могут быть такие аномалии речевого аппарата, как укороченная уздечка языка, готическое небо, сужение верхней челюсти, недоразвитие нижней челюсти с уплощением центрального ее участка при глубоком резцовом перекрытии.

В последнее время в логопедической работе стали практиковать комплекс миофункциональной гимнастики вместе с артикуляционной гимнастикой.

При правильной подборке и нагрузке каждого упражнения, комплексы этих гимнастик дают хорошие результаты, особенно при признаках дизартрии, аномалии прикуса, инфантильном глотании. Комплекс миофункциональной гимнастики рекомендуется использовать с детьми, начиная с 3-х лет, у которых сформировались вредные привычки. Упражнения можно включать в комплексы утренней гимнастики, разминки после сна, на прогулке.

Такой комплексный подход будет способствовать:

– более быстрому и устойчивому формированию артикуляционных навыков детей, имеющих звукопроизносительные расстройства, осложненные деформациями строения органов артикуляции;

– при своевременной нормализации мышечных функций челюстно-лицевой области, ускоренному продвижению ортодонтического лечения.

– в результате регулярной миогимнастики у ребенка происходит коррекция типа дыхания, он меньше болеет простудными заболеваниями, насыщение крови кислородом улучшается.

Упражнения для нормализации носового дыхания

Упражнение 1. Воздушный массаж слизистой оболочки носа. Ноги в стороны, рот плотно закрыт, медленно поочередно вдыхать воздух то правой, то левой ноздрей, поочередно прижимая пальцами противоположную ноздрю.

Упражнение 2. «Заводим машину» Длительное произнесение звука «Д-Д-Д»(30 сек)

Упражнение 3. «Шарик лопнул». Надуть щеки и медленно выдавить воздух через сжатые губы.

Упражнение 4. При разомкнутых губах приложить мизинцы к уголкам рта в таком положении стремиться сомкнуть губы.

Комплекс упражнений для нормализации функции глотания.

Упражнения выполняются в медленном темпе, на счет 1-2-3-4, повторение от 10 до 15 раз.

Упражнение 1. Язык поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по своду твердого неба максимально назад к мягкому небу.

Упражнение 2. Язык поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по небной поверхности зубов справа и слева, касаясь кончиком каждого зуба.

Упражнение 3. Язык переместить максимально вперед, повернуть его вправо и влево.

Упражнение 4. Сжать зубы, сомкнуть губы, упереться кончиком языка в твердое небо – в проекцию корней центральных резцов, проглотить слюну.

Упражнение 5. Язык поднять вверх, расположить его в середине небного шва, ударить напряженным кончиком языка по небу, произвести звук «щелчка». Выполнять 50-60 раз.

Упражнение 6. Набрать в рот воду (глоток, губы сомкнуть, зубы сжать язык поднять вверх, проглотить воду, упираясь языком в область зубных бугров передних зубов и складок неба (вся группа мимических мышц должна находиться в стадии «покоя»)

Комплекс упражнений для нормализации функции смыкания губ. Тренировка круговой мышцы рта.

Упражнения выполняются в медленном темпе, на счет 1-2-3-4, повторение от 10 до 15 раз.

Упражнение 1. Губы вытянуть вперед, изобразить рупор, хоботок.

Упражнение 2. Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить трубочку, широко растянуть.

Упражнение 3. Сомкнутые мизинцы положить в угол рта, губы не сжимать. Пальцы слегка развести в стороны, губы сомкнуть.

Упражнение 4. В уголки рта при несомкнутых губах установить мизинцы рук и в таком положении стремиться сомкнуть губы.

Упражнение 5. Губы сомкнуть, натянуть верхнюю губу на зубы, натянуть нижнюю губу на зубы.

Упражнение 6. Губы сомкнуть, затем переместить их вправо и влево.

Упражнение 7. Губы сомкнуть, надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы.

Упражнение 8. Губы сомкнуть, надуть воздух под верхнюю губу.

Упражнение 9. Губы сомкнуть, надуть воздух под нижнюю губу.

Миогимнастика, стимулирующая рост нижней челюсти

Упражнение 1. Встать у стены в положении правильной осанки. На счет 1-2-3-4 выдвинуть нижнюю челюсть вперед до режущих краев верхних фронтальных зубов и удерживать ее в таком положении в течение 10 с, затем переместить назад. Постепенно увеличивать время до 1 мин.

Упражнение 2. Отойти от стены. Голову запрокинуть назад, руки отвести за спину, ноги поставить на ширину плеч, нижнюю челюсть выдвинуть вперед и повторить упражнение 1.

Упражнение 3. Выполнять упражнение 1 с поворотом головы вправо и влево, захватывая передними зубами нижней челюсти верхнюю губу.

Комплекс упражнений для сдерживания роста нижней челюсти при прогении

Упражнение 1. Захватить нижнюю губу верхними зубами и верхней губой и удерживать ее в таком положении 4-5 мин. Отдохнув повторить упражнение 3-4 раза.

Упражнение 2. Упражнение выполняется с деревянной палочкой в форме зубной дуги. Ширина палочки равна ширине передних центральных зубов, а толщина 3-4 мм. Ребенок должен прикусить палочку таким образом, чтобы верхние зубы выдвинулись вперед, а нижние назад. Прикусывать паллчку необходимо в течение 3-4 мин.

Упражнение 3. Давить кончиком языка на верхние фронтальные зубы.

Упражнения для коррекции перекрестного прикуса

Упражнение 1. Открыть рот на счет 1-2-3-4, затем медленно его закрыть, перемещая нижнюю челюсть в противоположную сторону от неправильного положения зубов и удерживать ее в этом положении 5 с, затем 10, 20 и так до 60 с.

Упражнения 2. Выполнять упражнение 1 с применением усилия руки, направленного на сдвиг нижней челюсти в сторону. Продолжительность курса лечения от 3 до 8 мес.

Ежедневно используя миофункциональную гимнастику в сочетании с артикуляционной гимнастикой при коррекции звукопроизношения у детей с патологиями строения органов артикуляции, постановка и автоматизация звуков будет происходить быстрее.

Список использованной литературы

1. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. М., 2004

2. Аверьянов С. В., Костина Я. В. Стандартные аппараты для миофункционной ортодонтии: учебное пособие. Уфа 2014

3. Тисовская Ю. А., Соколова Н. А. Использование вестибулярных пластинок в практике логопедической работы. М. ,2015

4. Костина Я. В., Чапала В. М. Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта М., 2009

5. Белкина В. Н. и др. Дошкольное обучение и развитие. Ярославль 2001

6. Зубкова Л. П., Хорошилкина Ф. Я. Лечебно-профилактические мероприятия в ортодонтии. М. ,1993

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/miofunkcionalnaja-gimnastika-v-rabote-logopeda.html

Норма Развития
Добавить комментарий